НОУ "Авангард"
Вторник, 29 марта 2016 22:42

Руководитель исследовательских работ

С сентября 2009 года я являюсь руководителем НОУ – научного общества учащихся «Авангард» нашей школы.

 

 

Мои функциональные обязанности:

1. разрабатывать программу исследовательской деятельности учащихся;

2. являться координатором научно-исследовательской и проектной деятельности учеников

3. оказывать методическую помощь учителям-руководителям научных исследований учащихся в разработке, корректировке работ учащихся;

4  организовать исследовательскую работу учащихся;

Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся

Организационные условия: создание творческой группы учителей – руководителей исследовательских работ.

Информационные условия:

1  – создание каталога публикаций по организации исследовательской деятельности;

2  – создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся исследовательской работой;

3  – создание базы данных исследовательских работ учащихся;

4 – ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследова­тельских работ;

5  – разработка Положения о научном обществе учащихся, памяток по написанию исследовательской работы.

Методические условия:

1   – диагностика учителей и учащихся, отражающая их отношение к исследовательской деятельности, готовности к инновационным процессам;

2   – ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении;

3   – консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;

4   – создание методической копилки материалов;

Психологические условия:

1   – диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской дея­тельности;

2   – проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой;

3   – консультации для школьников, родителей и учителей;

Педагогические условия:

1   –  создание школьного научного общества;

2   – ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;

3   – организация и проведение школьных научных конференций;

4   – стимулирование школьников для участия в республиканских, всероссийских исследовательских конференциях;

5   – проведение Дня науки;

6   – организация познавательных игр, конкурсов;

7   – подготовка факультативов, элективных курсов, кружков;

8   – проведение выставок достижений учащихся;

9  – организация проектной деятельности школьников;

Финансовые условия:

выделение средств на проведение массовых мероприятий интеллектуально-творческой направленности (конференции, конкурсы, праздники, игры);

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы с молодежью. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

 

Цели школьного НОУ органично совпадают с интересами учащихся - это:

выявление  учащихся, способных к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

привлечение учащихся к научной и исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;

формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследования;

содействие в профессиональной ориентации учащихся;

самовоспитание у обучающихся целеустремленности и системности в учебной, настоящей и предстоящей трудовой деятельности;

самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

Школьное научное общество учащихся «Авангард» было создано 5-6 лет назад. Почти все члены НОУ давно закончили школу.

 

Список нынешнего состава НОУ:

 

Данзанова Э – 11-б класс

Цыбикова Д. – 11-б класс

Доржиева А – 11-б класс

 Шоноева Д. – 10-б класс

Цынгуева Д. – 10-б класс

Норбоева Д.  – 10-б класс

Базарова Э. – 9-б класс

Цыренова С. – 9-б класс

Батомункуев Б  – 9-б класс

Балданова Ю – 9-б класс

Балданов Ц.  – 10-б класс

Халмактанов В. – 10-б класс

Сазонова О. – 9-б класс

Цыбикова Ж – 11-а класс

Дандарон Я – 11-а класс

 Дондокова С. – 9-а класс

Санжимитыпов Ц – 9-а класс

Направления работы НОУ:

Краеведение

Этнография

Филология

Культурология

Экология, биология, география

Физика, математика

Энергосберегающие технологии, экология

Химия

Методами исследования в соответствии с решением поставленных задач могут быть:

анализ архивных документов;

анализ мемуарных источников;

организация встреч с очевидцами событий;

проведение социологических исследований;

использование экскурсий и экспедиций;

сбор и анализ изобразительных источников;

использование фото и киноматериалов и т.д.

Циклограмма исследовательской деятельности учащихся представлена следующими видами работ в учебном году:

сентябрь - организация НОУ; планирование работы и постановка задач на текущий учебный год;

октябрь - выбор тем исследований; ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе; закрепление руководителей работ за определенными учащимися; индивидуальные консультации.

ноябрь - работа с научной литературой по накоплению материала по проблеме;  теоретические занятия;

декабрь - индивидуальные консультации.накопление материала по теме; теоретические и практические занятия; индивидуальные консультации; заседание НОУ. Накопление и систематизация материала по проблеме; теоретические и практические занятия; начало оформления работы; заседание НОУ; проведение школьной Конференции по защите избранных тем; индивидуальные консультации.

январь - накопление и систематизация материала по проблеме; заседание НОУ; практические занятия; индивидуальные консультации. участие в школьной и районной конференциях НОУ;

февраль - систематизация материала по проблеме; индивидуальные консультации; участие в НПК различных уровней.

март - рецензирование исследования; заседание НОУ; индивидуальные консультации; участие в НПК различных уровней.

апрель - участие в НПК различных уровней; оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ; заседание НОУ; публикация статьи о результатах работы  НОУ, об участии в районных, республиканских, региональных, всероссийских НПК

май - общее собрание НОУ; передача эстафеты от старших школьников к младшим; составление перспективного планирования

Считаем необходимым,  конкретизировать основные положения циклограммы исследовательской работы учащихся.

Участие в НПК различных уровней означает:

Всероссийский конкурс научно-ииновационых проектов «Технологии повышения эффективности в производстве и в жизни» в рамках международной образовательной программы «Поколение 21» и компании Сименс

Всероссийская конференция «Менделеевские чтения»

Всероссийская конференция – олимпиада «Чтения Вернадского»

Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»

Школьные, муниципальные, республиканские НПК «Шаг в будущее»

Республиканская НПК Малой Академии Наук «Сибирская весна»

Республиканская НПК «Малая Родина»

Интернет- НПК «Эйдос»

Региональная НПК «Эврика» Сибирского Федерального округа

Заочные конкурсы, олимпиады «Покори Воробьёвы горы» МГУ

Региональный конкурс исследовательских проектов «Интеллектуалы XXI века» Сибирского Федерального округа

Всероссийский конкурс исследовательских работ для младших школьников «Я – исследователь»

Республиканская НПК на бурятском языке «Бэлигэй туяа»

Грантовый конкурс проектов «Давайте дружить» и «Малая Родина», организованные благотворительным фондом «Эра» в рамках программы «Дети – наше будущее»

и др.

Учащийся должен:

Знать

понятийный аппарат для ведения научной работы

сущность и виды научно-исследовательской работы;

методы и принципы исследования;

требования к написанию и оформлению реферата

Уметь:

работать с разными источниками;

определять объект и предмет, методы исследования;

определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,

проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;

Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.

работать с программой Microsoft Office Power Point.

Владеть:

методами обработки информации из различных источников;

методами решения экспериментальных задач;

методами рационального запоминания;

навыками публичных выступлений.

Содержание деятельности НОУ

1. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
2. Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения,  доклады, статьи, компьютерные программы и др.
3. Организация и проведение воспитательно - образовательных мероприятий (экскурсий, экспедиций и т.д.)

5. Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др.


Организация научно-исследовательской  работы учащихся

Научными руководителями учащихся являются учителя, преподаватели ВУЗов педагоги дополнительного образования или иные работники.
Направление и содержание научно- исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы  и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с МО учителей.
Научный руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики, оформления и представления результатов исследования.
Формами отчетности научно- исследовательской работы учащихся являются реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты и др.
Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы,  территориального, регионального уровня, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

Виды научно- исследовательской деятельности учащихся

Основными видами научно- исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состояний в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы ( в том числе в сфере образования);
изобретательско - рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление  и анализ фактических знаний.

Критерии научно-исследовательской деятельности:

Актуальность выбранного исследования.

Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
Владение автором специальным и научным аппаратом.
Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
Практическая и теоретическая значимость исследования.
Четкость выводов, обобщающих исследований.

Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Ожидаемый результат деятельности НОУ

·     расширение горизонтов мышления

·    приобретение речевых навыков, навыков критического оценивания работ своих соперников, совершенствование публичной речи.

·     приобретение навыков конкурсной борьбы

·     опыт отстаивания своей точки зрения

·     опыт ведения дискуссии

 

   В результате проделанной работы были сформированы ключевые компетентности:

1.Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.  Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е.необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.

Творческая инициатива ребенка развивается только тогда, когда инициативен педагог.

Для того, что бы работа в этом направлении была результативной, и сам учитель должен обладать определёнными компетентностями:

      >   быть творческой личностью

      >     постоянно заниматься самообразованием

      >    занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

     >    уметь прогнозировать перспективу

Таким образом, на основании   вышеизложенного следует сделать   вывод, что одарённость – потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться, при этом очень многое зависит от окружающей среды и педагогического руководства.

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии